Результаты работы с налогоплательщиками, применяющих схемные налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость и результатам налоговых проверок по ним
Налоговая служба ежеквартально формирует список налогоплательщиков, которые применяют схемные налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость с присвоением таким компаниям соответствующих ролей (транзитные организации и выгодоприобретатель). Этот список необходим для оперативного выявления и пресечения схем уклонения от уплаты НДС, а также организации эффективного сквозного контроля выгодоприобретателей. Формируется он с использованием программного комплекса ФНС России, который автоматически анализирует формирование налогового вычета по НДС по всей цепочке от источника «разрыва» до потенциального выгодоприобретателя.
Согласно правилу формирования налогооблагаемой базы по НДС «каждый счет-фактура должен иметь свою пару». То есть один и тот же счет-фактура должен быть задекларирован и у покупателя и у продавца без расхождений. В случае если счета-фактуры не сопоставляются, либо вообще не декларируются одной из сторон, возникает налоговый разрыв, то есть ситуация, когда в бюджете отсутствует сформированный источник для принятия НДС к вычету. Это может указывать на применение агрессивных методов минимизации налоговых обязательств. Потенциальный или предполагаемый выгодоприобретатель – ближайших к операции с расхождением плательщик НДС, не обладающий признаками транзитной организации, как правило, являющийся организатором разрыва и получателем налоговой выгоды.
Как не попасть с данный список. Главное правило: максимальная честность и прозрачность при формировании налоговых вычетов по НДС. Кроме того, во избежание сделок с недобросовестными поставщиками, проверяйте контрагентов. Вашему желанию вести бизнес честно никто не поверит, если Ваши контрагенты внезапно закроются, не представив отчетность, руководитель перестанет выходить на связь или вообще попадет в разряд «номинальных». При выборе контрагента составляйте досье контрагента и анализ сделок на предмет соответствии положениям ст. 54.1 НК РФ (партнеры должны вести реальную деятельность и платить налоги).
К организациям, попавшим в список, имеет место пристальное внимание со стороны налоговых органов. Это связано с тем, что согласно внутренним регламентам, список кандидатов на проведение выездной налоговой проверки формируется именно из данного списка. Кроме того, если данный факт установлен до завершения камеральной налоговой проверки представленной декларации по НДС, то доначисление происходит в рамках камеральной проверки.
Также, организации, попавшие в список, приглашаются на рабочие встречи для обсуждения налоговых рисков – причин попадания в список, с дальнейшим предложением уточнить налоговые обязательства и исключить «сомнительных» контрагентов из налоговых деклараций. Добровольное представление налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций позволяет избежать дополнительных расходов в виде налоговых штрафов и позволяет выйти из списка без проведения выездной налоговой проверки.
Работа с данным списком была начата с 2022 года и на текущую дату налоговыми органами Республики достигнуты существенные результаты. В первом квартале 2023 года по результатам проведенной контрольной работы проступило в бюджет: в рамках добровольного уточнения налоговых обязательств – 131,7 млн. рублей, по решениям, вынесенным в рамках камеральных налоговых проверок – 32,3 млн. рублей, по решениям, вступившим в силу, вынесенным в рамках выездных налоговых проверок – 344,8 млн. рублей.
Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Башкортостан