Положение о добровольных народных дружинах, действующих на территории городского округа город Стерлитамак РБ
Глава 1. Общие положения
1.1. Добровольная народная дружина (далее ДНД) по охране общественного порядка создается в целях оказания содействия органам местного самоуправлении и правоохранительным органам в решении задач по обеспечению общественного порядка, защите жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности и интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах.
1.2. В своей деятельности ДНД руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, Федеральным законом № 44-ФЗ от 2 апреля 2014 года «Об участии граждан в охране общественного порядка», Законами Республики Башкортостан № 144-3 от 28.07.1997 г. «Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан», № 133-з от 27 июня 2006 года «О профилактике правонарушений в Республике Башкортостан», иными федеральными и республиканскими законами и нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
1.3. Деятельность ДНД основывается на принципах законности, гуманизма, добровольности, уважения личности, а также соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
1.4. Взаимодействия с органами внутренних дел (полицией) иными правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.
1.5. Недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления.
Глава 2. Условия и порядок приобретения и утраты членства в ДНД.
2.1. Членами народной дружины могут быть лица, достигшие 18-летнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, состоянию здоровья выполнять задачи, поставленные перед добровольными народными дружинами по охране общественного порядка.
2.2. Прием в ДНД граждан производится на добровольных началах, в индивидуальном порядке, на основании личного письменного заявления и представления характеристики руководителя предприятия и организации всех форм собственности.
2.3. Каждому члену ДНД выдается удостоверение дружинника установленного образца и нарукавная повязка с буквами ДНД.
2.4. Не могут быть учредителями или участниками общественного объединения правоохранительной направленности граждане:
2.4.1. Имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2.4.2. В отношении которых осуществляется уголовное преследование;
2.4.3. Ранее осужденные за умышленные преступления;
2.4.4. Включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности и экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
2.4.5. В отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлению, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
2.4.6. Страдающие психическим расстройством, больные наркоманией или алкоголизмом;
2.4.7. Признанные недееспособными или ограниченно-дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
2.4.8. Имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;
2.4.9. Подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующего дню создания народной дружины, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения.
2.5. Исключение из членов ДНД производится на собрании членов ДНД трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в следующих случаях:
2.5.1. На основании личного заявления народного дружинника;
2.5.2.За систематическое неисполнение обязанностей члена ДНД, требований Устава народной дружины;
2.5.3. В связи с прекращением гражданства Российской Федерации;
2.5.4. При совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка противоправных действий либо бездействий, повлекших нарушение прав и свобод граждан общественных объединений, религиозных и иных организаций.
2.5.5. В отношении которых осуществляется уголовное преследование.
2.6. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка:
2.6.1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка не вправе выдавать себя за сотрудника внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а так же осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов;
2.6.2. Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.
Глава 3. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.
3.1. Граждане, достигшие возраста 18 лет, вправе участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, создаваемых по месту жительства, нахождения собственности, месту работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования юридического лица;
3.2. Общественные объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр.
3.3. Основными направлениями деятельности общественных объединений правоохранительной направленности являются:
3.3.1. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
3.3.2. Участие в предупреждении и пресечении правонарушений;
3.3.3. Распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах;
3.3.4. Решения о создании общественных объединений правоохранительной направленности принимаются гражданами на общем собрании по месту жительства, нахождения собственности, по месту работы или учебы с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, и территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
3.3.5. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений правоохранительной направленности определяется федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений настоящего Федерального закона (№ 44-ФЗ от 2 апреля 2014 года).
3.4. Общественные объединения правоохранительной направленности при участии в охране общественного порядка обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, а так же нормы, предусмотренные учредительными документами.
3.5. Организации, в которых созданы общественные объединения правоохранительной направленности по месту работы или учебы граждан, в пределах своей компетенции могут представить участникам этих объединений льготы и компенсации за счет собственных средств.
3.6. Во время проведения совместных мероприятий по охране общественного порядка, оперативное руководство работы ДНД осуществляется управлением внутренних дел (полиции).
Глава 4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка.
4.1. Органы государственной власти в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом ( № 44-ФЗ от 2 апреля 2014 года), другими Федеральными законами и принятыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка.
4.2. Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленные настоящим Федеральным Законом (№ 44-ФЗ от 2 апреля 2014 года), Федеральным законом от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин городского округа город Стерлитамак.
Глава 5. Реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации.
5.1. Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности подлежат включению в региональный реестр.
5.2. Региональный реестр ведёт территориальный орган Федерального орган исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел (полиции) по месту создания народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности).
5.3. Внесение в региональный реестр народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности осуществляется при предъявлении следующих документов:
5.3.1. Заявление о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр, подписанное уполномоченным лицом;
5.3.2.Устав народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности.
5.4. В региональном реестре должны содержаться следующие сведения:
5.4.1. Сведения о командире народной дружины или об учредителях общественного объединения правоохранительной направленности.
5.4.2. Место создания народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности;
5.4.3. Территория, на которой народная дружина или общественное объединение правоохранительной направленности участвует в охране общественного порядка;
5.4.4. Дата включения народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в Региональный реестр;
5.4.5. Основание и дата прекращения деятельности народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности;
5.4.6. Порядок формирования и ведения регионального реестра определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (полиции).
Глава 6. Руководство деятельностью народных дружин.
6.1. В целях взаимодействия руководство деятельностью народных дружин
городского округа город Стерлитамак осуществляет городской штаб ДНД, утвержденный общим собранием членов ДНД по согласованию с органами местного самоуправления и УМВД России по городу Стерлитамак.
6.2. Городской штаб ДНД избирает начальника штаба и его заместителя. Заместитель начальника городского штаба ДНД – он же командир народных дружин городского округа город Стерлитамак.
Глава 7. Подготовка народных дружинников.
7.1. Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (полиции).
Глава 8. Взаимодействие народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.
8.1. Порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами определяется совместным решением народных дружин, органов местного самоуправления городского округа город Стерлитамак и Управления МВД России по городу Стерлитамак.
8.2. Планы работы народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников подлежат согласованию с органами местного самоуправления городского округа город Стерлитамак, Управления МВД России по городу Стерлитамак и иными правоохранительными органами.
Глава 9. Права народных дружинников.
Для осуществления задач по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка народный дружинник имеет право:
9.1. Требовать от граждан и должностных лиц, членов общественных организаций соблюдения установленного общественного порядка и прекращения противоправных деяний;
9.2. Принимать меры по охране места происшествия, а так же по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
9.3. Оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на неё Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
9.4. Применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим федеральным законом (№ 44-ФЗ от 2 апреля 2014 года);
9.5. Осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законами РБ № 144-з от 28 июля 1997 года «Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан» и № 333-з от 27 июня 2006 года «О профилактике правонарушений в Республике Башкортостан».
9.6. При исполнении обязанностей по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка, пользоваться правом бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта в пределах городского округа город Стерлитамак по удостоверению члена ДНД общественного органа.
Глава 10. Обязанности народных дружинников.
1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:
10.1. Знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных
правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
10.2. При объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
10.3. Соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
10.4. Принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
10.5. Выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
10.6. Оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
10.7. Иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение дружинника;
2. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации всех форм собственности по месту их работы или учёбы.
Глава 11. Ответственность народных дружинников.
11.1. За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации;
11.2. Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Глава 12. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин.
12.1. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счёт добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
12.2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.
12.3. ДНД располагается на базе участкового пункта полиции.
Глава 13. Правовая и социальная защита народных дружинников.
13.1. Народные дружинники при исполнении обязанностей народного дружинника находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны всеми гражданами и должностными лицами;
13.2. Никто не вправе принуждать народных дружинников исполнять обязанности, которые не возложены на них настоящим федеральным законом (44-ФЗ от 2 апреля 2014 года). При получении указаний, противоречащих законодательству Российской Федерации, народные дружинники обязаны руководствоваться настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
13.3. Воспрепятствование осуществляемой, на законном основании, деятельности народного дружинника в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 14. Материальное стимулирование, льготы и компенсации народных дружинников.
14.1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счёт средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.
14.2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут представлять народным дружинникам во время исполнения обязанностей народного дружинника бесплатный проезд на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования.
14.3. Народным дружинникам по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней.
14.4. Народным дружинникам может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.
14.5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Глава 15. Надзор и контроль за деятельностью народных дружин.
15.1. Надзор за исполнением народными дружинами законов осуществляет прокуратура Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
15.2. Контроль за деятельностью народных дружин, указанной в части 6 статьи 12 настоящего федерального закона ( 44-ФЗ от 2 апреля 2014 года) осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (полиции) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 16. Заключительные положения.
Приведение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом (44-ФЗ от 2 апреля 2014 г.). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащие настоящему Федеральному закону.
Положение разработано городским штабом ДНД ГО г.Стерлитамак РБ