Информационные сообщения

Не рискуйте своим бизнесом

20 сентября 2019

Одним из общедоступных критериев, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок является построение финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Нередко налогоплательщиками в таких отраслях, как оказание транспортных услуг, строительство, где они сталкиваются с контрагентами-поставщиками, применяющими специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налога, единый налог на вмененный доход, патент, т.е. не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость, на вычеты ставить соответственно нечего, используются так называемые «площадки», формирующие «бумажный» налог на добавленную стоимость. Но программный продукт АСК НДС-2, который сейчас используется ФНС России, позволяет налоговым органам выстраивать цепочки контрагентов и определять выгодоприобретателя.

Не стоит забывать, что фирмы-однодневки создаются как с использованием похищенных, утерянных, фиктивных документов (паспортов, доверенностей и т.п.), так и с участием подставных лиц, за вознаграждение выступающих в качестве их номинальных учредителей и руководителей, не осознающих юридических последствий своих действий или относящихся к ним безразлично.

Наличие таких признаков, как отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика услуг и руководства компании-покупателя при обсуждении условий аренды и подписании договоров; отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность; отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента; других признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделок, совершенных с таким контрагентом, сомнительными.

Признаками фирмы-однодневки являются также наличие "массового" учредителя (участника), руководителя, отсутствие организации по адресу регистрации, отсутствие персонала, отсутствие налоговой отчетности либо ее представление с минимальными показателями, наличие численности организации в составе 1 человека, отсутствие собственных либо арендованных основных средств, транспортных средств.

В последние годы Федеральная налоговая служба сделала акцент на необходимость активного побуждения налогоплательщиков, в деятельности которых выявлены налоговые риски, к добровольному уточнению налоговых обязательств без назначения выездных налоговых проверок.

Налогоплательщик должен систематически проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, что позволило бы ему своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Для налоговых органов сегодня более важна контрольно-аналитическая работа, цель которой профилактика налоговых правонарушений, их предупреждение.

Так, по результатам аналитической работы, проводимой Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Республике Башкортостан без назначения проверок, в 1 полугодии 2019 года в бюджет дополнительно поступило 17 млн. руб. То есть в данных случаях налогоплательщики оценили наши доводы о выявленных нарушениях, согласились с ними, не дожидаясь проверок, сдали уточненные налоговые декларации и внесли в бюджет неуплаченные ранее налоги.

Для оценки рисков своего контрагента налогоплательщики могут воспользоваться следующими страничками на сайте ФНС России www.nalog.ru:

-электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»;

- электронный сервис «проверка корректности заполнения счет-фактуры».

Таким образом, открытость и доступность при проведении контрольных мероприятий, понимание налогоплательщиками нашей концепции позволяет снизить административное давление на бизнес, сократить количество выездных налоговых проверок и существенно повысить эффективность взаимодействия бизнеса и налоговой службы.

Межрайонная ИФНС России №3 по РБ