Учёт субсидии на развитие бизнеса

18 ноября 2019

Государство оказывает компаниям и индивидуальным предпринимателям всестороннюю помощь на всех уровнях. Субсидии на развитие и ведение бизнеса предоставляются не только из федерального, но и из региональных и местных бюджетов.

В соответствии со статьями 346.5 и 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) и налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСНО), при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы в порядке, установленном статьей 250 Кодекса. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Таким образом, средства, полученные организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, применяющими ЕСХН или УСНО, на создание и развитие собственного бизнеса, следует учитывать в порядке, предусмотренном главой 26.1 или главой 26.2 Кодекса, в качестве внереализационных доходов.

При этом следует учитывать особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" налогоплательщиками, применяющими ЕСХН и УСНО.

Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения.

Таким образом, средства, полученные предпринимателем, применяющим ЕСХН или УСНО, на создание и развитие бизнеса, должны отражаться в составе доходов в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 5 статьи 346.5 и пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса.

Приведем пример контрольной работы, проведенной Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Башкортостан в данном направлении. Предприниматель, применяющий УСНО, в 2016 году получил субсидию от Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на развитие бизнеса в сумме 1 536 тыс.рублей. В представленной налоговой декларации по итогам года данная сумма полученной субсидии не отражена.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки данное обстоятельство было выявлено, предпринимателю направлено требование о внесении изменений в отчетность. Декларация с изменениями не представлена.

Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Башкортостан вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в частности, в нарушение статей 346.17, 346.18 Кодекса занижена налогооблагаемая база по УСН за 2016 год на 1536 тыс.рублей, тем самым занижена сумма исчисленного налога к уплате в бюджет в размере 83 тыс.рублей. Предприниматель, кроме доначисления налога, привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании п.1 ст. 122 Кодекса в виде штрафа в сумме 2 тыс.рублей, а также дополнительно начислены пени 18 тыс.рублей.

Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Башкортостан